+79166317689 Андрей +79857717929 Артем +7 965 319-59-78 Александр e-mail: dir@tachographplus.ru













Дополнительные услуги
Поиск по сайту

Обеспечение безопасности на дорогах

05.10.2015

С начала 2015 года произошло огромное количество, как это теперь принято называть, резонансных дорожно транспортных происшествий.

Ежегодно на дорогах гибнут сотни тысяч людей, сотни ежедневно, однако средства массовой информации обращают наше внимание только на те, где одновременно гибнет большое количество людей.

Самым первым из ДТП, вызвавших серьезный резонанс в этом году стало Происшествие в Нижнем Новгороде. Дети - спортсмены, ехавшие в Питер на соревнования по Карате - 21 мая 2015 3 погибших, 17 детей в больнице.


Бесспорно виноват водитель автобуса - заснул, выехал на встречку...

Выезд в 22 00, хотя детей в ночное время перевозить нельзя.

Движение без отдыха (ДТП почти в 5 утра) в течении 7 часов!

Ну как тут не заснуть?

Однако... Это не все!

Присмотритесь к записи.

Обратите внимание на действия водителя грузовика - да их просто нет!!!

Если бы он притормозил - ДТП не произошло бы, свернуть на 1,5 м влево - ДТП не произошло бы. Нажми водитель грузовика на сигнал, водитель микроавтобуса проснулся бы.


Я, конечно зная результат, уже на этой фотографии вижу, что микроавтобус выехал на встречную полосу.

Тем не менее, примем во внимание, что водитель не ожидает и отсчет времени не будем начинать отсюда. Обратите внимание на другие два пункта:

Скорость – 71 км/ч

Выдержка из ПДД РФ:

«10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

…..

…. грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;»

То есть Грузовик двигался с максимально разрешенной скоростью.

Второй момент – субъективен. У меня нет оборудования, чтобы по фото определить точное расстояние, однако субъективно – 1,5 метра от разделительной до места установки камеры.


Через три секунды выезд автобуса на встречку стал очевиден!

Время 04:52:22.

Скорость 70 км/ч.

Расстояние до обочины то же.


До столкновения секунда. Поменять уже ничего невозможно.

Время 4:52:24

Скорость 69 км/ч.

Расстояние до разделительной – то же.


Удар! На фото уже видно деформацию двери и передней правой стойки.

Время 4:52:25

Скорость 67 км/ч.

За три секунды не произошло сколь-нибудь значимого снижения скорости, машина двигалась прямолинейно. Звук на регистраторе тоже писался. Звукового сигнала не было!

Как видим из данного примера, редко, когда ДТП происходит из-за одного нарушения. Практически всегда это сочетание факторов.

В подтверждение приведу второй пример из того же «резонансного списка».

Омск 24 июня 2015 16 погибших.

Автобус отклонился вправо, зацепил правой стороной обочину, затормозил, и его вынесло влево, на встречную полосу, где и произошло столкновение с КАМАЗом, перевозившим кирпичи.

Информация из открытых источников:

1. На момент происшествия водитель был за рулем уже 12 часов в ходе этих суток.

2. В течении года водитель переработал 600 часов выше нормы.

3. В отпуске водитель не был больше 2 лет.

4. За пол года ему выписано 6 штрафов за превышение скорости.

5. Пассажиры называли этого водителя «Шумахер».

Сначала к этим пунктам добавляли лопнувшее колесо, однако экспертиза доказала, что колесо лопнуло во время ДТП.

Разберем это происшествие:

1. Выехал на обочину, потому что заснул (еще бы, с такой переработкой).

2. Любой водитель, а тем более «шумахер», знает, что тормозить на участке, где под правыми и левыми колесами разное покрытие противопоказано! После такого торможения никто не сможет удержать машину, даже настоящий Шумахер. Почему он это сделал – усталость, замедление мыслительных процессов, увеличение времени реакции.

3. Суммарная скорость соударения около 100 км/ч. По данным очевидцев, оба водителя «пытались уйти от столкновения». Если предположить, что они ехали со скоростью в пределах ПДД, то каждый из них снизил скорость на 20 км/ч. Несложными подсчетами можно определить время работы тормозов – 1 секунда. Сомнительно, то профессионалы так поздно увидели проблему. А значит – с большой долей вероятности можно утверждать, что как минимум один из них, двигался с превышением скорости. А скорее всего – оба.

Удивительно, что до сих пор отсутствует жесткая реакция руководства ГИБДД и транспортной инспекции по этим поводам. Помнится, когда аналогичный вал происшествий произошел на воде, реакция была молниеносной.

Кто-то скажет – а что делать? Это же не предсказуемо!

Вот тут в корне не согласен! Есть давно разработанные методики, которые влияют не на каждую конкретную ситуацию, а на вероятность ее наступления. Нужно просто подумать. А лучше – обратиться в специализированные институты. При МАДИ есть целая кафедра – Безопасность Дорожного Движения, аналогичные структуры есть и в НАМИ, НИИАТ, МВД. Специалистов хватает.

Для наглядного изображения, и обоснования действий прошу выслушать несколько логических выкладок.

Давайте разберем причины ДТП. Только не то, что пишут в итоговых протоколах ГИБДД, а то, что на самом деле является причиной:

1. Спешим.

2. Отвлекаемся от дороги.

3. Нетрезвое состояние (в т.ч. наркотики и лекарства).

4. Устаем.

5. Ездим на неисправных автомобилях.

6. Дороги неудовлетворительного качества (в том числе знаки, разметка, освещение…).

Теперь как можно повлиять на каждый из них:

СПЕШИМ.


Человек всегда спешит – на работу, домой, дочку в садик, из садика… психологически повлиять на него практически невозможно. Однако можно сделать спешку экономически не выгодной:

1. Размещение камер автоматической фиксации на опасных участках дороги. Добавление новых функций камерам (уже сегодня это не только контроль скорости, но и движение по обочине, и выезд на полосу общественного транспорта, правила остановки и стоянки).

2. Повышение суммы штрафа.

3. Контроль за оплатами штрафов.

4. Введение «лишения прав» за злостные нарушения пунктов правил.

5. Введение «пожизненного лишения прав». В случае, если после истечения срока «лишения» водитель снова нарушает ПДД.

ОТВЛЕКАЕМСЯ ОТ ДОРОГИ.


Факторов отвлечения масса – это и пресловутые мобильники, и пассажиры (которым вообще-то запрещено отвлекать водителя), закуриваем, выстраиваем маршрут на навигаторе, слушаем громкую музыку, едим…

1. Ведения системы фиксации использования мобильного телефона ( в том числе СМС, вайбер, интернет и тому подобные…) и прочих электронных устройств. Система сложная и не удобная для контроля, но разработки в этом направлении есть.

2. Запрет не только на разговоры по телефону, но и на курение за рулем, приемы пищи, жидкостей…

3. Ограничение уровня шума внутри автомобиля. Тоже сложная система, но думать над этим необходимо.

Нетрезвое состояние (в т.ч. наркотики и лекарства).


Что уж тут и говорить – сегодня эту тему раскручивают везде. Плохо, что при этом не слушают мнения медиков…

Устаем.


Вот это мой конек, однако тезисно:

Только тотальный контроль за соблюдением режима труда и отдыха может решить проблему. Методов контроля множество, но в нашей стране был выбран тахограф.

Иная ситуация в Японии и Америке - там расчет времени возложен на водителя, проверка – на видеокамеры фиксации нарушений. Однако это страны с высоким уровнем развития сетей связи, устоявшимися традициями соблюдения правил. Там прекрасно работает принцип - пока не поймали - верим. В России нет таких морально-нравственных устоев. При таких условиях внешний, бесконтактный контроль работать не будет (простейший способ - одеть маску Буша, Обамы или Бен-Ладена, да и просто приклеить бороду или усы). Да и сама система не будет работать в дождь, снег, при грязном лобовом стекле…

Но и с установкой тахографов не все так гладко.

Тахографы "подкручивают", устанавливают "глушилки", подделывают карты и прочее. Это много сложнее, чем с бесконтактной системой, однако делают…

Другой пример - список исключений из установок. Военные, спецслужбы, машины скорой помощи - понятно, однако бетономешалка, автомобиль с манипулятором, мусоровоз, маршрутки... - на каком основании они попали в исключения? Где обоснование такого списка?

В ДТП из «резонансного списка» - большинство с участием маршрутных транспортных средств.

Для маршрутных транспортных средств, путем внесения в список исключений, правительство в лице Минтранса, перевело контроль за соблюдением на руководство компаний - перевозчиков. Результат доказан в Омске. Если кто-то предполагает что в других регионах ситуация лучше - сильно ошибается. Мало того, предполагаю, что в остальных происшествиях руководству просто удалось скрыть/подделать информацию. Проверку "мертвых душ" на АТП не проводили.


Чего уже говорить, если при проведении майской внезапной проверки в Москве, среди водителей маршруток были выявлены и пьяные и без прав нужных категорий, и без разрешения работать в РФ. А ведь вместо этих "нелегалов" и "бесправных" оформлены "мертвые души" по 2-3 человека, а в реальности работает один.

Как контролировать такое поведение?

Вопросов больше чем ответов.

Кстати, на тахографы можно возложить и контроль скорости движения – в отличии от камеры, он всегда знает с какой скоростью двигается ТС.

Однако я все-таки увлекся любимым делом. Продолжим.

Ездим не неисправных автомобилях.

Причин этого явления много - не знаем о неисправности и не хотим вкладывать деньги в ремонт, а некоторые уникальные люди СПЕЦИАЛЬНО портят автомобили, думая, что это это красиво.


1. Не так давно произошла реформа системы технического осмотра. Передали из ведения ГИБДД в коммерческие структуры. В результате техническое состояние ТС ухудшилось! За три года можно уже подвести итог – полный провал такого решения.

2. Запрет на проверку технического состояния на посту. Согласен, – оснастить все стационарные посты диагностическим оборудованием – не реально, а уж тем более – мобильные экипажи ДПС. Однако, необходимо предусмотреть принудительную отправку подозрительных ТС на ближайшую линию проверки. А оптимально их расположить рядом с штрафстоянками.

Дороги неудовлетворительного качества (в том числе знаки, разметка, освещение…).


Как велика Россия. Только дороги делают ее единой страной. Без дорог невозможно управление, снабжение, взаимодействие.

Качество дорог уже притча во языцех. Какие дороги, такое и управление, и снабжение, и взаимодействие.

После такого разбора ситуация уже не кажется столь не управляемой?

Если правильно подходить к делу после этого этапа необходимо «прикинуть» стоимость мероприятий, по каждому пункту, эффективность его воздействия (в сохраненных жизнях). И составлять план – по дорогим и неэффективным – отправить на разработку и исследования в специализированные институты, например объявить конкурс, среди студентов (студенты Бауманского института недавно представили разработку дистанционного определения паров спирта в автомобиле). С более важными и менее дорогими – построить модели рисков, рассчитать стоимость внедрения, разработать поэтапный план. Эксперимент местный –контроль и корректировка – региональный эксперимент – контроль и корректировка – внедрение на всей территории РФ – контроль за выполнением.

Отвлекусь на последнюю фразу – контроль за выполнением.

Приведу два примера:

1. Запрет движения большегрузного транспорта по МКАД в дневное время. Вы можете видеть, что он элементарно не выполняется. Спецпропуска раздаются всем и каждому, кто правильно «сложит документы». В настоящий момент рассматривается запрет на движение по МКАД ТС полной массой свыше 2,5 т. Зачем, если имеющийся запрет не работает?


2. По законодательству РФ машины N2, N3, M2, M3 без тахографа не должны проходить ТО с 23.01.2012 года. С 1 апреля 2014 года должны контролировать режим труда и отдыха водителя по тахографам у ТС, перевозящих опасные грузы, с 1 июля 2014 – все автобусы и ТС, полной массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 – все ТС, полной массой свыше 12 тонн, и наконец с 1 апреля 2015 года – все категории ТС, подпадающих под оснащение. По факту – проверки носят не регулярный характер, каждая проверка указывает на ужасное состояние и тахографов и режимов. Последствий не видно, предписаний на установку не выписывается…


Дальше будем пожинать плоды таких решений. По 300 человек ежедневно.
Из них около 100 можно спасти, запретив водителям ездить больше 8 часов (будет время выпить желающим, повышается внимательность, адекватность поведения, меньше лихачества "доехать побыстрее, пока не уснул"). А сколько сонных и уставших сейчас списывают на "Не справился с управлением"...


Остается надеяться, что где-то в высших эшелонах уже был готов план мероприятий по снижению аварийности. И громкая, публичная демонстрация этих происшествий – всего - лишь подготовка общественного мнения к жестким решениям.


Возврат к списку