+79166317689 Андрей +79857717929 Артем +7 965 319-59-78 Александр e-mail: dir@tachographplus.ru













Дополнительные услуги
Поиск по сайту

Конференция САМТ ФОНДа получила продолжение. Асоциация Автомобильных Инженеров опубликовала обращение к правительству РФ

14.11.2016

Ежегодная 97-ая конференция " Сертификация спецавтотранспорта, коммунальных, строительных, строительно-дорожных машин и оборудования " Прошла в рамках выставки «BUSWORLD RUSSIA powered by Autotrans-2016» 26.10.2016 г.

По результатам выступлений, общения в перерывах и многочисленных переписок, как в ходе, так и по окончании конференции было выработано совместное обращение участников, под эгидой Ассоциации Автомобильных Инженеров.
В данном обращении были подняты животрепещущие вопросы, не совпадения намерений и реальных законодательных документов.



АССОЦИАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ИНЖЕНЕРОВ

(ААИ)


ASSOCIATION

OF AUTOMOTIVE

ENGINEERS

(AAE)

РЕшение
97-ой научно-технической конференции

"Сертификация спецавтотранспорта, коммунальных, строительных,

строительно-дорожных машин и оборудования"


г. Москва                                                                                                                   26 октября 2016 г.

 

Больше года прошло с момента вступления в действие двух технических регламентов Таможенного Союза – ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее по тексту – ТР ТС 018/2011) и ТР ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных  и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (далее по тексту – ТР ТС 031/2011). Идея разработки вышеупомянутых технических регламентов заключалась в гармонизации требований, предъявлявшихся к продукции автомобиле- и тракторостроения, в законодательстве государств – членов Евразийского экономического союза, основной целью реализации которой является реализация на практике общепонятных и максимально прозрачных принципов доступа продукции, прошедшей процедуру подтверждения соответствия на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, на общий рынок государств – членов Евразийского экономического союза. В итоге, упрощается система выхода продукции на рынок, применяются единые документы соответствия продукции и единый знак Таможенного союза EAC, что качественно отражается на снижении технических и административных барьеров, значимых с точки зрения создания единого рынка. Переход на единые требования к продукции предполагает повышение уровня компетенции органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий, обучение персонала и повышение качества лабораторной базы, а также применение международных стандартов при проведении их аккредитации. Например, проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа с оформлением соответствующего документа – "Одобрения типа транспортного средства" (далее по тексту – ОТТС) и является наиболее отработанной процедурой для представителей органов по сертификации Российской Федерации, система сертификации транспортных средств которой ведет свою историю с 1993 г. И в то же время, для представителей органов по сертификации Республики Казахстан данная процедура является абсолютно новой, столкнутся с которой им довелось только при введении в действие ТР ТС 018/2011. Поэтому, количество ОТТС, оформленных аккредитованными органами по сертификации государств – членов Евразийского экономического союза, диаметрально противоположно: Российская Федерация – более 2 тыс.; Республика Беларусь – 267; Республика Казахстан – 5. Данный результат является достаточно предсказуемым, учитывая огромный опыт работы, накопленный представителями российских и белорусских органов по сертификации и испытательных лабораторий. Однако, следует констатировать, что даже огромный опыт в подтверждении соответствия транспортных средств, машин, механизмов и другого оборудования не принес сравнимых с оформленными ОТТС результатов в процессе подтверждения соответствия сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов. На данный момент, число сертификатов, оформленных на соответствие требованиям ТРТС 031/2011 и выданных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, исчиляется единицами. Полагаем, что данная проблема могла возникнуть по причине избыточности показателей, внесенных в приложения к ТР ТС 031/2011, требования которых необходимо подтвердить заявителю при проведении процедуры подтверждения соответствия тракторов.

За прошедший с момента вступления в действие вышеупомянутых технических регламентов Таможенного Союза период участники системы подтверждения соответствия столкнулись с целым рядом проблем. Например, общая проблема для всей системы подтверждения соответствия – длительная по времени процедура внесения изменений в действующие технические регламенты Таможенного Союза. Громоздкость процедуры согласования изменений в соответствующих структурах государств – членов Евразийского экономического союза не позволяет оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся требования к конструкции транспортных средств и тракторов, а также исправлять те промахи, которые, несознательно, были допущены разработчиками на стадии разработки, согласования и принятия в действие технических регламентов.

Кроме отмеченных выше общих проблем, продолжают оставаться нерешенными проблемы реализации на практике технических регламентов Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" и ТР ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним".

 

ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств":

·      Различный подход в государствах – членах Евразийского экономического союза к требованиям, предъявляемым при оформлении ОТТС

              Различная трактовка требований ТР ТС 018/2011 приводит к проведению процедуры подтверждения соответствия транспортных средств "по сокращенному перечню", что отражается при заполнении бланков ОТТС в виде фразы: "Действует на территории определенного государства – члена Таможенного Союза".

·      ДОПОГ

              ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" требует от изготовителей транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным Главой 9.3 - 9.8 Части 9 Приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), совершенному в Женеве 30 сентября 1957 г. В главе 9.7 ДОПОГ "Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн, автоцистерн… (транспортные средства EX/III, FL, OX и АТ)" содержится требования соответствия главы 6.8 в случае цистерн. Требования п. 6.8.2.3.1 ДОПОГ: "Компетентный орган или назначенный им орган выдает на каждый новый тип автоцистерны свидетельство, удостоверяющее, что обследованный им тип, включая его крепление, пригоден для использования по своему назначению и отвечает требованиям к изготовлению".

              В настоящий момент в Российской Федерации такой компетентный орган, занимающийся вопросами ДОПОГ, отсутствует.

·      ГЛОНАСС

              Оснащение транспортных средств системой "ЭРА-Глонасс" сопряжено с главной, на сегодняшней день, проблемой – малым количеством типов базовых транспортных средств или шасси, прошедших процедуру подтверждения соответствия транспортных средств с установленной вышеупомянутой системой.

              С 01.01.2017 г. при оформлении новых ОТТС на все транспортные средства требование к наличию устройства или системы "ЭРА-Глонасс" становится обязательным, однако ТР ТС 018/2011 позволяет изготовителям, в том числе базовых транспортных средств или шасси, имеющим оформленные ОТТС или ОТШ до 31.12.2016 г. (для экологического класса 4) и вплоть до 2019 г. (для экологического класса 5), выпускать свою продукцию по документам, в которых подтверждение соответствия устройства/системы "ЭРА-Глонасс" отсутствует.

              Действующие положения ТР ТС 018/2011 позволяют применять при оформлении ОТТС на продукцию, изготавливаемую с использованием базовых транспортных средств или шасси стороннего изготовителя, уровня требований ниже действующего, если соответствие данному уровню было подтверждено при оформлении документов на базовые транспортные средства/шасси. Однако, указанное положение в отношении серийно выпускаемой продукции можно применять только в течение года с момента вступления в силу требований, соответствие которым не подтверждено.

              Учитывая, что в отношении новых типов транспортных средств требования по установке устройств/систем "ЭРА-Глонасс" стало обязательным с 01.01.2015 г., большой процент российских и зарубежных изготовителей конечной продукции, выпускающих продукцию с использованием базовых ТС/шасси сторонних изготовителей, начиная с 01.01.2016 г. не могут получить ОТТС на новые типы конструкции, выпускаемые серийно на базе ТС/шасси сторонних изготовителей у которых подтверждение соответствия устройства/системы "ЭРА-Глонасс" отсутствует.

              В связи с указанным, целесообразно в срочном порядке вынести на обсуждение проект изменений в действующий ТР ТС 018/2011, позволяющих применять при оценке транспортных средств уровень требований ниже действующего, но соответствующий требованиям, предъявляемым при оформлении ОТТС/ОТШ на транспортные средства, производимые с использованием базовых ТС/шасси, в период действия данных ОТТС/ОТШ, а также в течение года после его окончания, для обеспечения возможности использования конечными изготовителями уже выпущенных в обращение базовых транспортных средств/шасси.

·      Процедура оценки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию

              ТР ТС 018/2011 регламентирует порядок подтверждения соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. После вступления в действие ТР ТС 018/2011 действие приказа МВД России от 07.12.2000 г. № 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" было отменено. Таким образом, в настоящее время возникла юридическая коллизия в плане применения территориальными органами ГИБДД правил и норм, закрепленных в ТР ТС 018/2011 и в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716 (ред. от 19.03.2014) "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", при проведении процедуры регистрации транспортных средств с внесенными в конструкцию изменениями.

·      Распространение и продление действия ОТТС или ОТШ, выданных Органом по сертификации с прекращенным (приостановленным/аннулированным) аттестатом аккредитации

              В действующей редакции ТР ТС 018/2011 не предусмотрен порядок внесения изменений, исправлений, распространений и продление сроков действия ОТТС и ОТШ, оформленных Органами по сертификации с прекращенными (приостановленными/аннулированными) аттестатами аккредитации. Вышеуказанный порядок предусмотрен в проекте изменения № 3 к ТР ТС 018/2011.

 

ТР ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных  и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним":

·      Отсутствие в техническом регламенте требований к дизелям для тракторов, находящимся в эксплуатации и имеющим уровень выбросов ниже Stage IIIA.

              В настоящее время в эксплуатации на территории государств – членов Евразийского экономического союза находится огромное количество тракторов, двигатели которых имеют уровень выбросов намного ниже, чем Stage IIIA. При проведении своевременного технического обслуживания и ремонта, жизненный цикл трактора может составить достаточно длинный временной отрезок. Даже, проведение капитального ремонта с заменой двигателя по затратам является несоизмеримо меньшим, чем покупка нового трактора, тем более, учитывая непростую экономическую ситуацию. Однако, ТР ТС 031/2011 не предусмотрено требований к двигателям, имеющим уровень выбросов ниже Stage IIIA, что, соответственно, влечет за собой невозможность производства двигателей и их реализацию на рынке. Таким образом, сельхозпроизводители, не по своей воле, вынуждены списывать и утилизировать устаревающую, но работоспособную технику и, неся дополнительные убытки, брать кредиты на покупку новой сельскохозяйственной техники.

Участники конференции подчеркнули, что комплексное решение отдельных проблем, выявленных при реализации технических регламентов Таможенного Союза, совместно с неукоснительным выполнением требований технических регламентов Таможенного Союза всеми заинтересованными сторонами – участниками системы подтверждения соответствия, является действенным инструментом повышения качества выпускаемой продукции.

 

          Принимая во внимание вышеизложенное участники конференции считают необходимым:

1.   Просить исполком ААИ обратиться в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с просьбой о рассмотрении вопроса разработки упрощенной процедуры внесения изменений в действующие технические регламенты Таможенного Союза.

2.   Просить исполком ААИ обратиться в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с просьбой об усилении контроля за оформляемыми документами в области подтверждения соответствия со стороны уполномоченных органов государственного управления государств – членов Евразийского экономического союза.

3.  Принимая во внимание задержку с подтверждением соответствия устройств и систем "ЭРА-Глонасс" на базовых транспортных средствах и шасси, поручить исполкому ААИ обратиться в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с предложением о внесении изменений в ТР ТС 018/2011, позволяющих перенести сроки внедрения устройств/систем "ЭРА-Глонасс" на транспортных средствах, изготавливаемых на базе или на шасси других транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, имеющих ОТТС или ОТШ, в которых сведения о подтверждении соответствия устройств системы "ЭРА-Глонасс" отсутствуют.

4.   Просить исполком ААИ обратиться в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с предложением о внесении изменений в действующую редакцию ТР ТС 018/2011 касательно включения порядка внесения изменений, исправлений, распространений и продление сроков действия ОТТС и ОТШ, оформленных Органами по сертификации с прекращенными (приостановленными/аннулированными) аттестатами аккредитации.

5.   Просить исполком ААИ обратиться в Минтранс с целью активизации работ по созданию компетентного органа по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), совершенному в Женеве 30 сентября 1957 г.

6.   Рекомендовать исполкому ААИ совместно с производителями дизелей, имеющих уровень выбросов ниже Stage IIIA, подготовить обращение и проект изменения в технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных  и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" с целью введения отсутствующих требований к вышеупомянутым двигателям, поставляемым с целью запасных частей.

7.   Рекомендовать исполкому ААИ обратиться в органы внутренних дел Российской Федерации с просьбой об ускоренной разработке документа, регламентирующего деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору в части, касающейся процедуры внесения изменений в конструкцию транспортных средств.

8.   Поручить исполкому ААИ публикацию материалов конференции и о конференции в журнале "Автомобильный инженер" и других средствах массовой информации, разослать решение заинтересованным организациям, министерствам и ведомствам.

 

 

 

Вице-президент                                                                                          И.А. Коровкин

документ



Возврат к списку